Конкурсное движение как эффективное средство повышения профессионального мастерства


В настоящее время изменения в обществе происходят невероятно быстро, что в свою очередь приводит к изменению предъявляемых к системе образования требований. Перед образовательной организацией ставится цель – сформировать личность обучающегося, имеющую развитые гражданские и духовно-нравственные качества, способную на творческое самостоятельное определение своей дальнейшей деятельности, на саморегулирование, которое обеспечит достижение поставленной цели, то есть простое владение определенным комплексом знаний, умений и навыков не является достаточным.
Новые требования к личности выпускника означают и новые требования к личности педагога, который должен соответствовать высокому уровню инновационных процессов в различных сферах помимо образования. От профессионализма и компетентности педагогов зависит не только успешное получение обучающимися образования, но также их дальнейшая успешность в жизни.
Таким образом, всё большую актуальность приобретает необходимость непрерывного повышения профессиональной компетентности и внедрение инноваций в собственную деятельность: необходимо постоянно расширять собственные творческие знания, упражнять свой ум, выдержку, быть готовым к постоянному профессиональному росту. Для этого необходимо не только увеличить объём получаемой информации, обновить количество используемых форм и методов работы, но и создать вокруг себя такие условия, которые будут систематически побуждать к самоанализу, саморазвитию. Одним из эффективных средств создания подобных условий является активная конкурсная деятельность педагога. Профессиональные конкурсы в образовании полифункциональны, их макрофункция – организация поля сравнительных оценок и ранжирования представленных конкурсных работ (материалов номинантов).
Конкурсы профессионального мастерства не только позволяют выявить талантливых педагогов, создать условия для распространения и внедрения в отечественную педагогическую практику результативного опыта, содействовать росту профессионального мастерства участников конкурса, но и дают мотивационный толчок для развития творческого потенциала конкурсанта как на этапе подготовки и участия в нем, так и на постконкурсном этапе.
Поскольку в рамках собственной конкурсной деятельности педагог получает возможность выполнять новые, часто не освоенные им в совершенстве, функции (учитель-методист, учитель-фасилитатор, учитель-исследователь, учитель-лидер), то создает новые для себя продукты деятельности. Так как при этом инновационное тесно переплетается с традиционным, то учитель оказывается в незнакомых условиях педагогической деятельности. Чтобы преодолеть возникающие трудности, педагог как участник конкурса разрабатывает собственный образовательный маршрут, переоценивает свою педагогическую деятельность с помощью различных форм её презентации и в итоге формирует свой целостный образ. Соответственно, педагог выступает как организатор и модератор нового методического диалогового пространства, ведь выходит за рамки общепринятых вариантов решения тех вопросов, которые перед ним ставятся, и зачастую находит собственные ответы на них.
Помимо неоспоримого профессионального эффекта такие конкурсы оказывают еще существенный личностный и социальный эффект. Среди личностных эффектов следует отметить выработку активной жизненной позиции, что выражается в повышении интереса к своему труду, усилении ощущения его значимости; более объективной оценке собственного образа в результате независимого анализа соответствия этого образа требованиям общества к педагогу; попытке конкурсанта определить, что в достижении профессионального успеха зависит лично от него, как он может повлиять на изменение отношения к нему в обществе.
Под социальными эффектами участия в конкурсах профессионального мастерства следует понимать инструмент создания «благоприятных условий для всестороннего развития личности, применения гражданами своих творческих сил и способностей». Также в качестве социальных эффектов от проведения педагогических профессиональных конкурсов можно определить изменение отношения общественности к труду педагога, повышение авторитета педагога, формирование уважительного отношения к школе как к значимому субъекту образовательных отношений, привлечение внимания к проблемам современной школы, улучшение материально-технической базы образовательных организаций.
Таким образом, проведение педагогических профессиональных конкурсов способствует не только повышению профессиональной компетентности педагогов и активному внедрению инновационных технологий в образовательный процесс, но и организации коллективной оценки труда педагога, индивидуальной рефлексии педагогом результатов профессионального развития и саморазвития. Также это усиливает общественно-гражданскую составляющую профессии педагога и выявляет лидеров в сфере образования, которые олицетворяют все самое ценное в личности педагога с точки зрения социума.

Комментарии