Молодому специалисту на заметку

ОСНОВЫ ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ

Андреева Евгения Анатольевна,
учитель биологии
МОУ «Технический лицей г.Донецка»

   Современное естествознание развивается весьма значительными темпами, что в первую очередь связано с потребностями промышленного сектора экономики, необходимостью развития сельского хозяйства и повышением медико-санитарной грамотности населения. Биология по-прежнему остается одной из важнейших естественных дисциплин, что особенно важно в свете развития фундаментальной биологической науки. При изучении школьного курса биологии возникает вопрос о том, как совместить изложение рассматриваемых процессов, явлений, признаков на современном научном уровне с доступностью его восприятия учащимися. Некоторые разделы школьной программы оказываются для этого сложными, очень терминологически насыщенными.

   Одна из причин трудностей при формировании понятийного багажа учеников – это обилие терминов и понятий, как общих, так и специальных.  Не представляется возможным  поддерживать современный уровень биологического образования  и характеристику  достижений  биологии  как науки, не прибегая к устоявшейся и общепринятой в научном мире терминологии.  Успех овладения учащимися основным содержанием курса биологии зависит от умения быстро находить и выделять биологические термины в тексте, раскрывать их содержание, анализировать, использовать на практике.
   При подготовке домашних заданий, сдачи ГИА учащиеся сталкиваются с большим количеством терминов.    Поступающие в  медицинские и биологические вузы- это целевая аудитория, которая заинтересована в изучении терминологического багажа по предмету. Однако  для большей части обучающихся, которые не  видят себя в биологических дисциплинах, освоить большое многообразие терминов и понятий  не представляется возможным, ведь отсутствует стойкая мотивация к предмету. Если конкретные знания и умения еще усваиваются, то формирование понятийного аппарата считается делом необязательным и неинтересным. Большая часть биологических понятий закладывается в академический багаж школьников с пятого по седьмой класс, когда возрастные возможности школьников не позволяют изучать много новых терминов или этимологически сложные термины.  В старшей школе учебные темы базируются на том, что ученики должны уже были овладеть определенным диапазоном знаний терминов и понятий,  однако  в реалиях школы  оказывается, что их очень мало. Поэтому одним из  элементов современного эффективного урока является систематическая работа по формированию понятийного аппарата учащихся. 

Прочитать статью полностью можно >>> по ссылке >>>

Комментарии