Домашнее задание в системе трудовой подготовки обучающихся

Домашнее задание – давняя проблема, которая требует нового решения. Не секрет, что многие педагоги, в том числе и молодые, чувствуют трудность в вопросах, связанных с домашним заданием: задавать или нет, в каком объёме, какого типа и т.д. Существуют разные взгляды на место и роль домашнего задания в процессе обучения.
Вот некоторые из них:
·                  домашнее задание – это продолжение работы, начатой на уроке;
·                  это закрепление материала, изучаемого на уроке;
·                  домашнее задание имеет опережающий характер;
·                 его следует выполнять с использованием дополнительных источников информации;
·                  это один из видов организации внешкольной работы;
·                  должно развивать творчество обучающихся;
·                  должно быть обязательным.

Нормативными документами установлено, что домашнее заданиеобязательный элемент проведения урока и задаётся на всех учебных предметах и должно быть индивидуальным и творческим. Учитель должен знать какую цель он преследует, задавая обучающимся работу домой. Домашнее задание тесно связано с работой на уроке и способствует развитию самостоятельности, творческого мышления школьников. Оно должно органически вытекать из урока, продолжать его, давать толчок к изучению новой темы. Объём должен быть минимальным и не превышать 40% от изученного на уроке. Необходимо планировать каждый пункт задания, знать его назначение и необходимость. Домашнее задание должно развивать личность обучающегося.

Чтобы аргументировать необходимость домашнего задания с педагогической точки зрения, необходимо выявить связь между разными видами деятельности. Человек развивается в деятельности и при помощи деятельности. Поэтому домашнее задание должно способствовать развитию личности обучающегося. В деятельности личность проявляет и развивается всесторонне.

Особое значение имеет объём работы дома. Если он значительный, то это перегружает обучающихся и они ищут выход из такой ситуации. Их несколько:
·                   не учить совсем;
·                   выучить поверхностно, пересмотрев материал;
·                   выучить всё, но сократить время на отдых.

Если урок плохо продуманный и неподготовленный, то учитель вынужден давать часть материала для самостоятельного изучения дома. Но задание может оказаться сложным и непонятным для школьников, привести к их перегрузке и отбить интерес к учёбе.

Домашнее задание должно быть мотивированным. Учитель должен чётко знать, для чего он выполняет эту работу. Для этого учителю необходимо изучить личности обучающихся; разъяснить, для чего необходимо изучение этого материала; объяснить, почему нельзя это задание выполнить на уроке.

На уроках трудового обучения домашние задания задаются систематически. Суть их сводится к тому, чтобы школьники вспомнили теоретический материал к уроку, подготовили сообщения, выполнили некоторые виды творческих заданий (без практической части), подготовились к защите творческих проектов и т.д.

Одним из обязательных условий домашнего задания – это обязательная его проверка: оно проверяется и оценивается.

Кафедра естественно-математических дисциплин и методики их преподавания

Отдел технологий

Комментарии