Министерство
образования Южно-Африканской Республики (ЮАР), чтобы определить облик
современной африканской школы, собрало данные по 24 793 государственным школам и получило следующую статистику:
- · в 3 544 школах нет электричества, также в 804 школах регулярно наблюдаются перебои в подаче электроэнергии;
- · 2 402 школы не имеют водоснабжения, ещё у 2 611 школ оно непостоянное;
- · в 913 школах отсутствуют санитарные помещения, а в 11 450 школах вместо туалетов – выгребные ямы;
- · нет ограждений у 2 703 школ;
- · 79% школ не имеют библиотек, и только у 7% школ библиотека полностью укомплектована учебниками;
- · 85% школ не имеют лабораторий, и только у 5% школ лаборатории полностью укомплектованы оборудованием;
- · 77% школ не имеют компьютерных классов, и только у 10% школ компьютерный класс полностью укомплектован техникой.
Образование
в африканских странах имеет уровневую
систему, которую можно представить в формате «восемь-четыре-четыре».
Например,
в Кении эта система выглядит так:
- · начальная школа с 1 по 8 класс (стандарт), 8 лет – образование бесплатно и обязательно для всех с пяти-семилетнего возраста;
- · средняя школа с 9 по 12 класс (форма), 4 года – обучение бесплатно, но не обязательно;
- · высшая школа (бакалавриат), 4 года – только платная форма.
Несмотря
на то, что обучение в начальной школе обязательно, её посещают менее70% детей школьного возраста, а в
среднюю школу переходят 75% заканчивающих начальную. Примерно 30% выпускников
средней школы поступают в вузы.
Во
многих странах среднее образование пока остаётся платным, например, в Замбии:
- · начальная школа с 1 по 7 класс, 7 лет – бесплатно;
- · средняя младшая школа с 8 по 9 класс, 2 года – платно;
- · средняя старшая школа с 10 по 12 класс, 3 года – платно;
- · высшая школа (бакалавриат), 4 года – платно.
Начальная школа.
В
африканских странах начальное образование считается базовым: здесь
закладываются основы письменной и математической грамотности, развивается
позитивный настрой к работе, общению, жизни в общине, сотрудничеству и
стремлению получать знания.
Занятия
в начальной школе длятся 35 минут.
Изучают 7 предметов: английский язык
(5 уроков/неделя), математика (5 уроков/неделя), социальные науки (религии,
физкультура, медицина – 4 урока/неделя), основы прикладных наук (2
урока/неделя), культура (этикет, рисование, музыка – 1 урок/неделя), сельское
хозяйство (2 урока/неделя), ремёсла (2 урока/неделя), также изучают
национальный язык (нагрузка разная).
Средняя школа.
На этом
этапе уже стараются дать профессиональную и академическую подготовку. Продолжительность уроков повышается до 40 минут. Изучают следующие предметы:
английский, математика, местный язык, интегративные науки (биология, химия,
физика), социальные науки, искусство (музыка, рисование), религия, физкультура,
а также 2-3 предмета на выбор по профессиональной подготовке.
Предметы
на выбор: вводная технология (плотничество, кузнечное дело, электроника,
механика), местные ремёсла, домоводство, бизнес-науки (набор, стенография, в
некоторых школах — французский, арабоведение).
Средняя старшая школа.
Обучение
ведётся по диверсифицированной программе,
нацеленной на расширение знаний и кругозора: учащиеся должны освоить 6 основных дисциплин и 2-3 дополнительных.
Основные предметы:
английский, местный язык, математика, биология, химия, физика или один на выбор
(английская литература, история, география, социальные науки).
Дополнительные предметы
на выбор:
- · профессиональные: сельское хозяйство, прикладная электроника, бухгалтерия и основы экономики, архитектура, торговля, информатика;
- · общеобразовательные: высшая математика, медицина, физкультура, дизайн, библиотековедение, ислам, компьютерная графика, компьютерный набор, стенография, арабский, французский, музыка.
Учебный год
в начальной и средней школе длится 10
месяцев – с января по ноябрь с каникулами в апреле, августе и декабре.
В
некоторых африканских странах, помимо общеобразовательных школ, развито
направление религиозных (исламских)
частных школ. Наставниками учащихся являются малламы – религиозные учителя.
Обучение в нигерийских религиозных школах ведётся в три этапа:
- · начальные школы. Предметы: арабское письмо и по одной-две суры в день (сура — глава в Коране);
- · средние школы — обучение ведётся только на арабском языке. Предметы: религиозные тексты, грамматика, синтаксис, арифметика, алгебра, логика, риторика, юриспруденция и теология;
- · после школы выпускники могут поступить в Теологический университет (Исламский центр в Университете Байеро в городе Кано, Нигерия).
Представление
о стоимости обучения в средней школе
можно сделать на примере образования в ЮАР, где наряду с частными школами
государственные тоже взимают небольшую сумму с родителей:
- · элитные частные школы — 6 700 рэнд (500 долларов США) в месяц;
- · обычные частные школы — 700 рэнд (52 доллара США) в месяц;
- · общественные (государственные) школы — 100 рэнд (7,5 доллара США) в месяц.
Из-за
того, что частные школы обычно чуть лучше оснащены в техническом плане, а
уровень подготовки по результатам национальных тестирований — не хуже
государственных школ, многие родители стараются отправить своего ребёнка
получать среднее образование именно в такие учреждения. Выбор частной школы
обусловлен ещё и тем, что в таких классах учатся по 15-20 человек, тогда как в
государственных количество учеников в классе обычно составляет от 40 до 80
человек.
Также в
богатых африканских городах есть частные европейские и американские школы, где
плата достаточно высокая – например, в Американской интернациональной школе в
нигерийском городе Лагосе плата за обучение в год составляет от 12 до 15 тысяч
долларов США, а в Британской – 8 тысяч долларов США. При этом выпускники
получают сравнительно высокие знания, диплом европейского образца и возможность
поступить в любой европейский или американский вуз.
В ЮАР
много приезжих учителей из Европы или Северной Америки, которым в рамках
программы повышения качества образования в Африке предлагают лучшие зарплатные
условия, чем местным педагогам; так, европейский учитель начальных классов
может получать в месяц примерно 37 000 рэнд (2 750 долларов США), доход местных
учителей начальных классов гораздо ниже:
- · в Нигерии – около 25 000 найров (66 долларов США);
- · в Конго – около 90 000 франков (153 доллара США);
- · в Эфиопии – около 5 000 быр (226 долларов США);
- · в Кении – от 25 690 шиллингов (253 доллара США);
- · в Намибии – от 10 000 долларов (737 долларов США);
- · в ЮАР – от 11 000 рэнд (817 долларов США);
- · в Египте – около 11 500 фунтов (869 долларов США).
Директор
южноафриканской школы может претендовать на оклад около 29 470 рэнд (2 190
долларов США) в месяц, а в Египте – всего лишь на 15 500 фунтов (1 171 доллар
США).
В ЮАР
на одного учителя начальных классов
сейчас приходится в среднем 32 ученика.
Самая сложная обстановка – в Руанде,
где на одного учителя приходится 60 школьников, в Чаде – 62 и в Малави – 69.
К
сожалению, система африканского обучения до сих пор остаётся на весьма низком
уровне, государственное финансирование образования катастрофически слабое, что
не даёт возможности обеспечивать детей доступными и качественными знаниями.
Поэтому пока что африканские школы выглядят не как пример для подражания.
Центр
международной интеграции
(источник образовательный портал newtonew: https://newtonew.com/)
Комментарии
Отправить комментарий