Не мыслям следует учить, а мыслить.
И.Кант
16
февраля 2017 г. состоялось I занятие
педагогической студии новейших технологий «Моделирование
метапредметного урока русского языка и литературы в условиях ГОС» для
учителей русского языка и литературы со стажем работы до 10 лет. Занятие
прошло в формате вебинара.
Цель
I занятия студии – рассказать молодым педагогам о метапредметном уроке русского
языка и литературы, его актуальности, перспективности и отличиях от
традиционной модели; дать рекомендации по сценированию метапредметного урока и
наполнению его содержательной части.
Спикер
вебинара
– Мельникова Л.В.,
заведующая отделом русского языка и литературы ДонРИДПО, ознакомила слушателей
с результатами соцопроса «Метапредметный урок в современном
образовательном пространстве», предложила словесникам провести самоанализ
уровня компетентности по этому вопросу, выполнив тестовые задания и пополнив
методический глоссарий новыми дефинициями (метапредметность,
метапредмет, метазнания, метаспособы, метаумения, метапредметные результаты, межпредметный
урок, интегрированный урок, метапредметный урок и т.п.); рассказала о
признаках, особенностях и структуре метапредметного урока, требованиях к такой
модели урока, к форме, содержанию заданий, к самому учителю; анонсировала схему анализа/самоанализа
учебного занятия в компетентностной и метапредметной интерпретации.
Лариса Васильевна проафишировала сборник
ценностно-деятельностных упражнений по
литературе, который
подготовила творческая группа словесников под руководством Даниловой И.Н.,
учителя русского языка и литературы Торезского лицея «Спектр». Данные задачи разработаны в системе ТОГИС (технологии
обучения в глобальном информационном сообществе) и ориентированы на
самостоятельный поиск обучающимися литературоведческих понятий, анализ
эпизодов, выявление символического значения названия; они помогают раскрыть идейное
содержание и смысл названия произведения, сделать выводы, научиться работать с
источниками информации, формулировать культурный образец и т.д. Спикер
пригласила слушателей разгадать загадку текста, выполнить ценностно-деятельностное
упражнение по русскому языку для обучающихся 9 класса, используя лингвистический
и культурологический комментарий. Такой формат заданий для метапредметных
уроков русского языка готовят члены творческой группы к началу нового учебного года.
О
проблемной образовательной ситуации как ядре творческого метапредметного урока рассказала
спикер Рубинская Н.О., методист отдела
русского языка и литературы ДонРИДПО. Наталья Олеговна дала рекомендации по
отбору содержания и формулировке проблем для обсуждения и организации мыследеятельности
на уроках, посвящённых изучению русской литературы в рамках метапредметов «Знание» («Роль пейзажа в создании
эмоционального отношения к повествованию» (по рассказу И.С.Тургенева «Бежин луг», «Разоблачение
индивидуализма в поэме А.С.Пушкина
«Цыганы», «Речь как отражение характера героя» в рассказе А.П.Чехова «Хамелеон») и «Проблема»
(«Социально-нравственные проблемы рассказа Л.Н.Толстого «После бала»). Героями разговора на тему «Здоровье
человека» стали Евгений Базаров и Илья Ильич Обломов, Акакий Акакиевич
Башмачкин и Михаил Илларионович Кутузов.
С материалами первого занятия
педагогической студии новейших технологий можно ознакомиться на блоге отдела
русского языка и литературы Донецкого РИДПО http://kabruss.blogspot.com на двух
страницах: «Для молодых специалистов» и «Вебинар».
Кафедра
общественно-гуманитарных дисциплин и методики их преподавания
Отдел
русского языка и литературы
Комментарии
Отправить комментарий