Трудности в работе молодого учителя (часть 1)

   Каждый человек, делая первые шаги в своей профессии, испытывает определенные трудности. Все кажется незнакомым, непонятным и требует приложения огромных усилий для достижения поставленной цели. Становление учителя происходит гораздо труднее, чем человека любой другой профессии, для успешного становления и развития ему не достаточно иметь багаж педагогических знаний, умений и навыков, полученных в учебном заведении.
Здесь огромную роль играют личностные качества. Хороший педагог должен быть и учителем, и консультантом, и психологом, и актером в одном лице, то есть – помогать ученику в любой момент его жизни, уметь обратить внимание на себя, пробудить интерес к тому предмету, который он преподает. 
Проблемы в отношениях с учащимися
Недостатки в работе молодого учителя
Реакция учащихся на недостатки
Способы преодоления недостатков
Неумение поддерживать внимание школьников
Отсутствие дисциплины и работоспособности, учащиеся постоянно отвлекаются, шумят
Увлекательный рассказ; активизация учения школьников
Затруднение в распределении внимания между всеми учащимися
Наличие аритмии в овладении знаниями
Прогнозирование информации с учетом вовлечения в поиск всех питомцев; правильная расстановка акцентов
Острая реакция на любые отклонения в поведении учащихся
Неприязненное отношение
к учителю
Сочетание требовательности с доверием
Заигрывание перед школьниками, стремление понравиться
Безответственное поведение
Соблюдение меры в требованиях
Неискренность в поведении, неумение найти правильный тон в отношениях
Несерьезное, неуважительное отношение к учителю
Тщательная обдуманность поступков
Неумение концентрировать внимание на главном, существенном
Отсутствие стремления к овладению информацией, потеря уверенности в учении
Систематическое нацеливание на отбор обязательной информации
Неумение определять степень важности учебной информации
Ощущение постоянной перегрузки
Ориентация на овладение обязательной информацией (в соответствии с учебником)
Неумение определять учебные, развивающие и воспитательные цели урока
Неумение выделять главное, определять суть информации
Постоянно помнить о главной цели урока, соотносить с ней все излагаемое на уроке
Игнорирование самостоятельной работы учащихся
Потеря ответственности и целеустремленности
Чередование различных видов работы, отказ от роли «диктатора» и единственного источника знаний
Невыразительность речи, неумение правильно расставить акценты в процессе подачи информации
Скука, безразличное отношение к информации учителя, «потеря» стержня учебного материала
Тщательное продумывание оттенков в голосе при изложении информации для ее осмысления
Неумение опираться на коллектив учащихся
Пассивное поведение части учащихся
Постоянная конкретизация заданий с учетом интересов и возможностей учащихся
Недостаточное внимание к организации домашнего задания учащихся
Потеря ответственности в выполнении установки педагога
Периодическая целенаправленная проверка осмысления учащимися заданий учителя
Механическое перенесение чужого опыта в свою работу
Потеря внимания и интереса к личности учителя, а затем и к излагаемому им материалу
Творческое переосмысление методов обучения учащихся соответственно складывающейся ситуации
Проблемы в учебной работе и способы их устранения
Деятельность педагога
Мотивы поведения и состояния учащихся
Пути устранения недостатка
Однообразная структура урока
Притупление интереса и пытливости
Структура урока, соответствующая целям обучения школьников
Одергивание и угроза - основные стимулы обучения
Неприязненное отношение к требованиям учителя
Эмоционально-волевое влияние в сочетании с доверием к ученику
Сосредоточение внимания лишь на отвечающем ученике
Отсутствие внимания, скука
Сочетание индивидуальной работы с фронтальной, акцент на перевод всех учащихся к более деятельностному состоянию
Невнимательное выслушивание опрашиваемого ученика (несвоевременное вмешательство в ответ, подталкивание или одергивание
Нервозное состояние отвечающего ученика
Внимание к логически законченной информации (вербальной, средствами акцентов на главном, составление плана)
Недооценка или переоценка познавательных возможностей учащихся
Притупление интереса в учении
Творческий подход к заданиям (усложнение или временное облегчение)
Отсутствие индивидуального подхода к учащимся
Потеря уверенности в знаниях
Умелое и своевременное поощрение интересов учащихся; стимулирование их интеллектуального роста
Формальное внимание к развитию познавательных способностей учащихся
Замедление интеллектуального развития учащихся, потеря интереса к учению, необходимость преодолевать неоправданные трудности
Создание атмосферы творческой активности
Нерациональное распределение времени на уроке
Отсутствие системы в работе, неустойчивый ориентир в учении
Упорядочение дозировки времени на уроке в соответствии с его целями (при опросе, изложении нового, закреплении)
Противопоставление себя классу
Конфронтация с учителем
Разумная требовательность, установление деловых отношений
Предпочтение одного метода (словесного, иллюстратив-ного и пр.)
Снижение интереса
к информации учителя
Знакомство с палитрой методических приемов лучших педагогов
Неумелое использование наглядных пособий
Неумение применять наглядность как источник приобретения новых знаний
Обоснование путей сочетания слова учителя и средств наглядности (по Л. В. Занкову)
Формальное отношение к оценке знаний учащихся
Потеря интереса к поощрению учителя, отрицательное отношение к учению
Ознакомление учащихся с критериями оценок
Перегрузка учащихся дополнительной информацией
Чрезмерная усталость, недовольство собой и учебой
Тщательный отбор дополнительной информации
Обезличенный подход к учащимся, безразличие к их внутреннему миру.
Неуважение педагога как несерьезного и чуждого человека
Истинная любовь к делу, к учащимся, откровенность в отношениях и в общении
Игнорирование трудностей, с которыми встречаются учащиеся при осмыслении нового материала
Потеря веры в собственные силы, негативное отношение к учению
Переосмысление обязательной информации
с учетом доступности овладения его учащимися; дополнительные индивидуальные занятия
(в особых случаях)
Недооценка или переоценка абстрактного и конкретного в обучении
Нервное отношение к овладению знаниями, игнорирование предметно-материальных условий происхождения понятий
Изменение типа мышления, проектируемого содержанием и методами обучения; развитие у учащихся научно-теоретического мышления (по В. В. Давыдову)



Комментарии