Каждый человек, делая первые шаги в своей профессии, испытывает определенные трудности. Все кажется незнакомым, непонятным и требует приложения огромных усилий для достижения поставленной цели. Становление учителя происходит гораздо труднее, чем человека любой другой профессии, для успешного становления и развития ему не достаточно иметь багаж педагогических знаний, умений и навыков, полученных в учебном заведении.
Здесь огромную роль играют личностные качества. Хороший педагог должен быть и учителем, и консультантом, и психологом, и актером в одном лице, то есть – помогать ученику в любой момент его жизни, уметь обратить внимание на себя, пробудить интерес к тому предмету, который он преподает.
Проблемы в отношениях с учащимися
Недостатки в работе молодого учителя
|
Реакция учащихся на недостатки
|
Способы преодоления недостатков
|
Неумение поддерживать внимание школьников
|
Отсутствие дисциплины и работоспособности, учащиеся постоянно отвлекаются, шумят
|
Увлекательный рассказ; активизация учения школьников
|
Затруднение в распределении внимания между всеми учащимися
|
Наличие аритмии в овладении знаниями
|
Прогнозирование информации с учетом вовлечения в поиск всех питомцев; правильная расстановка акцентов
|
Острая реакция на любые отклонения в поведении учащихся
|
Неприязненное отношение
к учителю
|
Сочетание требовательности с доверием
|
Заигрывание перед школьниками, стремление понравиться
|
Безответственное поведение
|
Соблюдение меры в требованиях
|
Неискренность в поведении, неумение найти правильный тон в отношениях
|
Несерьезное, неуважительное отношение к учителю
|
Тщательная обдуманность поступков
|
Неумение концентрировать внимание на главном, существенном
|
Отсутствие стремления к овладению информацией, потеря уверенности в учении
|
Систематическое нацеливание на отбор обязательной информации
|
Неумение определять степень важности учебной информации
|
Ощущение постоянной перегрузки
|
Ориентация на овладение обязательной информацией (в соответствии с учебником)
|
Неумение определять учебные, развивающие и воспитательные цели урока
|
Неумение выделять главное, определять суть информации
|
Постоянно помнить о главной цели урока, соотносить с ней все излагаемое на уроке
|
Игнорирование самостоятельной работы учащихся
|
Потеря ответственности и целеустремленности
|
Чередование различных видов работы, отказ от роли «диктатора» и единственного источника знаний
|
Невыразительность речи, неумение правильно расставить акценты в процессе подачи информации
|
Скука, безразличное отношение к информации учителя, «потеря» стержня учебного материала
|
Тщательное продумывание оттенков в голосе при изложении информации для ее осмысления
|
Неумение опираться на коллектив учащихся
|
Пассивное поведение части учащихся
|
Постоянная конкретизация заданий с учетом интересов и возможностей учащихся
|
Недостаточное внимание к организации домашнего задания учащихся
|
Потеря ответственности в выполнении установки педагога
|
Периодическая целенаправленная проверка осмысления учащимися заданий учителя
|
Механическое перенесение чужого опыта в свою работу
|
Потеря внимания и интереса к личности учителя, а затем и к излагаемому им материалу
|
Творческое переосмысление методов обучения учащихся соответственно складывающейся ситуации
|
Деятельность педагога
|
Мотивы поведения и состояния учащихся
|
Пути устранения недостатка
|
Однообразная структура урока
|
Притупление интереса и пытливости
|
Структура урока, соответствующая целям обучения школьников
|
Одергивание и угроза - основные стимулы обучения
|
Неприязненное отношение к требованиям учителя
|
Эмоционально-волевое влияние в сочетании с доверием к ученику
|
Сосредоточение внимания лишь на отвечающем ученике
|
Отсутствие внимания, скука
|
Сочетание индивидуальной работы с фронтальной, акцент на перевод всех учащихся к более деятельностному состоянию
|
Невнимательное выслушивание опрашиваемого ученика (несвоевременное вмешательство в ответ, подталкивание или одергивание
|
Нервозное состояние отвечающего ученика
|
Внимание к логически законченной информации (вербальной, средствами акцентов на главном, составление плана)
|
Недооценка или переоценка познавательных возможностей учащихся
|
Притупление интереса в учении
|
Творческий подход к заданиям (усложнение или временное облегчение)
|
Отсутствие индивидуального подхода к учащимся
|
Потеря уверенности в знаниях
|
Умелое и своевременное поощрение интересов учащихся; стимулирование их интеллектуального роста
|
Формальное внимание к развитию познавательных способностей учащихся
|
Замедление интеллектуального развития учащихся, потеря интереса к учению, необходимость преодолевать неоправданные трудности
|
Создание атмосферы творческой активности
|
Нерациональное распределение времени на уроке
|
Отсутствие системы в работе, неустойчивый ориентир в учении
|
Упорядочение дозировки времени на уроке в соответствии с его целями (при опросе, изложении нового, закреплении)
|
Противопоставление себя классу
|
Конфронтация с учителем
|
Разумная требовательность, установление деловых отношений
|
Предпочтение одного метода (словесного, иллюстратив-ного и пр.)
|
Снижение интереса
к информации учителя
|
Знакомство с палитрой методических приемов лучших педагогов
|
Неумелое использование наглядных пособий
|
Неумение применять наглядность как источник приобретения новых знаний
|
Обоснование путей сочетания слова учителя и средств наглядности (по Л. В. Занкову)
|
Формальное отношение к оценке знаний учащихся
|
Потеря интереса к поощрению учителя, отрицательное отношение к учению
|
Ознакомление учащихся с критериями оценок
|
Перегрузка учащихся дополнительной информацией
|
Чрезмерная усталость, недовольство собой и учебой
|
Тщательный отбор дополнительной информации
|
Обезличенный подход к учащимся, безразличие к их внутреннему миру.
|
Неуважение педагога как несерьезного и чуждого человека
|
Истинная любовь к делу, к учащимся, откровенность в отношениях и в общении
|
Игнорирование трудностей, с которыми встречаются учащиеся при осмыслении нового материала
|
Потеря веры в собственные силы, негативное отношение к учению
|
Переосмысление обязательной информации
с учетом доступности овладения его учащимися; дополнительные индивидуальные занятия
(в особых случаях)
|
Недооценка или переоценка абстрактного и конкретного в обучении
|
Нервное отношение к овладению знаниями, игнорирование предметно-материальных условий происхождения понятий
|
Изменение типа мышления, проектируемого содержанием и методами обучения; развитие у учащихся научно-теоретического мышления (по В. В. Давыдову)
|
Комментарии
Отправить комментарий