Молодому специалисту об аттестации

http://ikt.donippo.org/?p=459
ПРОСИМ ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ специалистов НЕ ИМЕЮЩИХ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ на пункт 3.26 "Временного порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность". 


Пункт 3.26 "Лица с высшим педагогическим образованием или ДРУГИМ ВЫСШИМ ОБРАЗОВАНИЕМ, принятые НА ДОЛЖНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ по специальностям, специалисты по которым не готовились вузами или подготовлены в недостаточном количестве, ПРИ УСЛОВИИ ПРОХОЖДЕНИЯ ИМИ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ, АТТЕСТУЮТСЯ КАК ИМЕЮЩИЕ СООТВЕТСТВУЮЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ".

Аттестация педагогических работников проводится в соответствии с Законом Донецкой Народной Республики «Об образовании» № 55-IHC от 19.06.2015г. (статья 46) с целью стимулирования целенаправленного, непрерывного повышения уровня квалификации педагогических работников, их методологической культуры, профессионального и личностного роста.

Базовым документом, который регламентирует порядок проведения аттестации педагогических работников, является Временный ПОРЯДОК проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утверждённого приказом Министерства образования и науки ДНР №330 от 20.07.2015, 23.03.2016 г. № 249, 09.08.2016 г. №830.

Аттестация педагогических работников представляет собой публичную форму установления и документального подтверждения уровня их квалификации, педагогического профессионализма и продуктивности деятельности.

Аттестация педагогических работников, руководителей организаций, осуществляющих образовательную деятельность, проводится в целях подтверждения соответствия занимаемым ими должностям на основе оценки их профессиональной деятельности и установления педагогическим работникам квалификационной категории (тарифного разряда), присвоения педагогического звания. Аттестация в целях подтверждения соответствия занимаемым должностям педагогических работников, руководителей организаций, осуществляющих образовательную деятельность, является обязательной.

 Аттестация может быть очередной или внеочередной. Очередная аттестация проводится один раз в пять лет.

Условием очередной аттестации педагогических работников, руководителей является обязательное прохождение не реже одного раза в пять лет повышения квалификации на принципах свободного выбора форм обучения, программ и образовательных организаций.

Это требование не распространяется на педагогических работников, работающих первые пять лет после получения высшего образования.

Внеочередная аттестация с целью повышения квалификационной категории (тарифного разряда), проводится по заявлению педагогического работника, которое он подает не ранее чем через год после установления предыдущей категории (тарифного разряда).

Внеочередная аттестация педагогических работников с целью присвоения педагогического звания проводится по представлению руководителя или педагогического совета организации, осуществляющей образовательную деятельность.

 По результатам аттестации педагогическим работникам устанавливаются квалификационные категории: "специалист", "специалист второй категории", "специалист первой категории", "специалист высшей категории".

Квалификационная категория "специалист" устанавливается педагогическим работникам с высшим образованием по образовательно-квалификационному уровню специалитета или магистратуры, деятельность которых характеризуется: способностью обеспечивать усвоение обучающимися учебных программ; знанием основ педагогики, психологии, детской и возрастной физиологии; знанием теоретических основ и современных достижений науки по предмету (дисциплине), который они преподают; использованием информационно-коммуникационных технологий, цифровых образовательных ресурсов в образовательном процессе; умением решать педагогические проблемы; умением устанавливать контакт с обучающимися (воспитанниками), родителями, коллегами по работе; соблюдением педагогической этики, морали.

Выпускникам высших учебных заведений, которые получили высшее образование по образовательно-квалификационному уровню специалитета или магистратуры, при приеме на работу устанавливается квалификационная категория «специалист».

Квалификационная категория "специалист второй категории" устанавливается педагогическим работникам, которые отвечают требованиям, установленным для работников с квалификационной категорией «специалист», и постоянно совершенствуют свой ​​профессиональный уровень; используют дифференцированный и индивидуальный подход к обучающимся; владеют современными образовательными технологиями, методическими приемами, педагогическими средствами, различными формами внеурочной (внеучебной) работы и их качественным применением; применяют инновационные технологии в образовательном процессе; знают основные нормативно-правовые акты в области образования; пользуются авторитетом среди коллег, обучающихся и их родителей.

Квалификационная категория "специалист первой категории" устанавливается педагогическим работникам, которые отвечают требованиям, установленным для работников с квалификационной категорией «специалист второй категории" и которые используют методы компетентно - ориентированного подхода к организации учебного процесса; владеют технологиями творческой педагогической деятельности с учетом особенностей учебного материала и способностей обучающихся; формируют навыки самостоятельно добывать знания и применять их на практике; умеют лаконично, образно и выразительно подать материал; умеют аргументировать свою позицию и обладают ораторским искусством. Квалификационная категория «специалист первой категории»  устанавливается педагогическим работникам на основе: стабильных положительных результатов освоения обучающимися образовательных программ по итогам мониторингов, проводимых организацией, осуществляющей образовательную деятельность; стабильных положительных результатов освоения обучающимися образовательных программ по итогам мониторинга системы образования, проводимого в порядке, установленном соответствующим нормативным правовым актом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики; выявления развития у обучающихся способностей к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности; личного вклада в повышение качества образования, совершенствования методов обучения и воспитания, транслирования в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности, активного участия в работе методических объединений педагогических работников.

Квалификационная категория "специалист высшей категории" устанавливается работникам, которые отвечают требованиям, установленным для работников с квалификационной категорией «специалист первой категории", и которые обладают широким спектром стратегий обучения; умеют продуцировать оригинальные, инновационные идеи; применяют нестандартные формы проведения урока (занятий); активно внедряют формы и методы организации образовательного процесса, обеспечивающие максимальную самостоятельность обучения обучающихся. Квалификационная категория "специалист высшей категории"   устанавливается педагогическим работникам на основе: достижения обучающимися положительной динамики результатов освоения образовательных программ по итогам мониторингов, проводимых организацией, осуществляющей образовательную деятельность; достижения обучающимися положительной динамики результатов освоения образовательных программ по итогам мониторинга системы образования, проводимого в порядке, установленном соответствующим нормативным правовым актом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики; выявления и развития способностей обучающихся к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности, а также их участия в олимпиадах, конкурсах, фестивалях, соревнованиях; личного вклада в повышение качества образования, совершенствования методов обучения и воспитания, и продуктивного использования новых образовательных технологий, транслирования в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности, в том числе экспериментальной и инновационной; активного участия в работе методических объединений педагогических работников.

Установление квалификационных категорий по результатам аттестации осуществляется последовательно.
Педагогические работники, которые в межаттестационный период подготовили победителей III этапа республиканских или международных ученических и студенческих олимпиад по базовым учебным предметам (дисциплинам); победителей III этапа республиканских или международных спортивных соревнований; победителей республиканских конкурсов профессионального мастерства среди обучающихся профессионально-технических учебных заведений, победителей II этапа республиканского конкурса-защиты научно-исследовательских работ Донецкой Республиканской Малой Академии Наук учащейся молодежи, а также педагогические работники, которые стали победителями или лауреатами конкурсов профессионального мастерства, проводимых Министерством образования и науки Донецкой Народной Республики, имеют научные степени, ученые или почетные звания, если их деятельность по профилю совпадает с имеющейся ученой степенью, ученым (почетным) званием, аттестуются без соблюдения последовательности в установлении квалификационных категорий и срока проведения внеочередной аттестации.

Педагогическим работникам, не имеющим высшего образования, а также руководителям кружков, секций, студий и других форм кружковой работы, работникам, работающим на должностях мастера производственного обучения; культорганизатора; аккомпаниатора; экскурсовода; инструктора по туризму; помощника директора по режиму, старшего дежурного по режиму,  дежурного по режиму в образовательных организациях общего среднего образования и организациях социальной реабилитации среднего профессионального образования; ассистента учителя-реабилитолога; консультанта психолого-медико-педагогической консультации, независимо от уровня полученного ими образования по результатам аттестации устанавливаются тарифные разряды, предусмотренные действующим законодательством.
При установлении тарифного разряда учитываются образовательный уровень работника, профессиональная компетентность, педагогический опыт, результативность и качество работы, другие данные, характеризующие его профессиональную деятельность.

Педагогические работники, имеющие среднее профессиональное образование (образовательно-квалификационные уровни младшего специалиста, квалифицированного рабочего) и занимающие педагогические должности, после получения высшего профессионального образования по направлению деятельности в организации, осуществляющей образовательную деятельность, по образовательно-квалификационному уровню специалитета или магистратуры, аттестуются на установление квалификационной категории «специалист второй категории»  при наличии не менее двух лет стажа работы на педагогической должности; «специалист первой категории» –  при наличии не менее пяти лет стажа; «специалист высшей категории» – при наличии не менее восьми лет стажа.
За педагогическими работниками, которые получили второе высшее профессиональное образование по педагогическому направлению подготовки (по образовательно-квалификационному уровню специалитета, магистратуры) или в области, соответствующей преподаваемому предмету,  либо дополнительное профессиональное образование, соответствующее образовательно-квалификационному уровню подготовки по направлению деятельности по направлению деятельности, и перешли на должность по полученной специальности и (иди) присвоенной квалификации, сохраняются установленные по результатам последней аттестации квалификационные категории (тарифные разряды) и (или) присвоенные им педагогические звания по результатам предыдущей аттестации.

Аттестация таких работников осуществляется по истечении срока предыдущей аттестации, но не менее чем через два года после перехода их на другую должность.

По результатам аттестации педагогическим работникам, достигшим высоких показателей в работе, присваиваются педагогические звания: "преподаватель-методист", "учитель-методист", "воспитатель-методист", "педагог-организатор-методист", "практический психолог-методист", "руководитель кружка-методист", "старший преподаватель", "старший учитель" "старший воспитатель", "мастер производственного обучения первой категории", "мастер производственного обучения второй категории".

Педагогические звания "преподаватель-методист", "учитель-методист", "воспитатель-методист", "практический психолог-методист", "педагог-организатор-методист", "руководитель кружка-методист", могут присваиваться педагогическим работникам, имеющим квалификационную категорию "специалист высшей категории" (для педагогического звания "руководитель кружка-методист" – наивысший тарифный разряд и полное высшее образование), осуществляющие научно-методическую и научно-исследовательскую деятельность, имеющие собственные методические разработки, прошедшие апробацию и одобренные научно-методическими учреждениями или профессиональными объединениями преподавателей образовательных организаций среднего профессионального образования (профессионально-технических и высших учебных заведений I-II уровней аккредитации), образовательных организаций дополнительного профессионального образования (учреждений последипломного образования).

Педагогическое звание "воспитатель-методист" может присваиваться музыкальным руководителям и инструкторам по физкультуре образовательных организаций дошкольного образования  (дошкольных учебных заведений).

Педагогические звания "старший преподаватель", "старший учитель", "старший воспитатель" могут присваиваться педагогическим работникам, которые имеют квалификационные категории "специалист высшей категории" или "специалист первой категории" и достигли высокого профессионализма в работе, систематически используют передовой педагогический опыт, активно участвуют в его распространении, оказывают практическую помощь другим педагогическим работникам.

 Педагогическим работникам, которые имеют базовое или неполное высшее педагогическое образование, могут присваиваться педагогические звания "воспитатель-методист" (для музыкальных руководителей, инструкторов по физкультуре и воспитателей дошкольных учебных заведений), "старший учитель", "старший воспитатель", если стаж их педагогической деятельности составляет не менее 8 лет и если они имеют наивысший тарифный разряд.

Педагогическое звание "мастер производственного обучения первой категории" может присваиваться мастерам производственного обучения, которые владеют на высоком профессиональном уровне методикой практического обучения, эффективно применяют ее в работе; систематически используют передовой педагогический опыт, активно участвуют в его распространении,  имеют собственные методические разработки, прошедшие апробацию и одобренные научно-методическими учреждениями или профессиональными объединениями преподавателей образовательных организаций среднего профессионального образования (профессионально-технических и высших учебных заведений I-II уровней аккредитации),  оказывают практическую помощь другим педагогическим работникам и которым по результатам аттестации установлен наивысший тарифный разряд. Стаж педагогической деятельности на занимаемой должности - не менее 8 лет.

Педагогическое звание "мастер производственного обучения второй категории" может присваиваться мастерам производственного обучения, которые владеют на высоком профессиональном уровне методикой практического обучения, эффективно применяют ее в работе; систематически используют передовой педагогический опыт, активно участвуют в его распространении, оказывают практическую помощь другим педагогическим работникам и которым по результатам аттестации установлен наивысший тарифный разряд. Стаж педагогической деятельности на занимаемой должности - не менее 5 лет.

Лица, принятые на должности педагогических работников после окончания профессиональных организаций высшего профессионального образования, аттестуются не ранее чем после двух лет работы на занимаемой должности.

На время пребывания в отпуске по беременности и родам, по уходу за ребенком до достижения им двухлетнего (трехлетнего) возраста за педагогическими работниками сохраняются квалификационные категории (тарифные разряды), педагогические звания. Аттестация таких педагогических работников проводится не ранее, чем через два года после их выхода из указанных отпусков.

Очередная аттестация педагогического работника может быть перенесена на один год в случае длительной временной нетрудоспособности, во время первого года работы на новом месте или по другим уважительным причинам. За такими работниками до следующей очередной аттестации сохраняются установленные предыдущей аттестацией квалификационные категории (тарифные разряды), присвоенные педагогические звания.

Очередная аттестация педагогических работников, совмещающих работу с обучением в высших учебных заведениях по направлениям (специальностям) педагогического профиля, с их согласия может быть отсрочена до окончания учебы. Установленные им предыдущей аттестацией квалификационные категории (тарифные разряды) сохраняются до очередной аттестации.

За работниками, которые прервали работу на педагогической должности (независимо от продолжительности перерыва в работе), сохраняются установленные по результатам последней аттестации квалификационные категории (тарифные разряды), присвоенные педагогические звания. Аттестация таких работников осуществляется не позднее чем через два года после принятия их на работу.

Педагогические работники, работающие в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, по совместительству или на условиях срочного трудового договора, аттестуются на общих основаниях. Аттестация педагогов, работающих по совместительству, осуществляется по основному месту работы при условии совмещения одинаковых должностей в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

При совмещении работниками педагогических должностей  их аттестация осуществляется по каждой из занимаемых должностей.

Учителя (преподаватели), имеющие педагогическую нагрузку по нескольким предметам (дисциплинам), аттестуются по выбору учителя (преподавателя) по одному предмету (дисциплине). В этом случае установленная квалификационная категория распространяется на педагогическую нагрузку по всем предметам (дисциплинам).

Лица с высшим педагогическим образованием или другим высшим образованием, принятые на должности педагогических работников по специальностям, специалисты по которым не готовились вузами или подготовлены в недостаточном количестве, при условии прохождения ими повышения квалификации, аттестуются как имеющие соответствующее образование.

За педагогическими работниками, переходящими на работу из одной организации, осуществляющей образовательную деятельность в другую, или на другие педагогические должности, сохраняются до следующей аттестации установленные квалификационные категории (тарифные разряды), а также присвоенные педагогические звания.

Педагогические работники, которым присуждена учёная степень или присвоено ученое звание, аттестуются без предварительного прохождения повышения квалификации, если их деятельность по профилю совпадает с установленной ученой степенью или присвоенным учёным званием.

 Специалисты, которые перешли на должности педагогических работников в образовательные учреждения с производства или сферы услуг,  а также научно-педагогические работники образовательных организаций высшего профессионального образования, которые перешли на должности педагогических работников в общеобразовательные организации, профессиональные образовательные учреждения, организации дополнительного образования, организации дополнительного профессионального образования, аттестуются на установление квалификационной категории «специалист второй категории» при наличии не менее двух лет стажа работы на производстве, в сфере услуг или стажа научно-педагогической деятельности; «специалист первой категории» – при наличии не менее пяти лет стажа; «специалист высшей категории» – при наличии не менее восьми лет стажа.

Контроль за соблюдением порядка проведения аттестации педагогических работников осуществляется руководителями организаций, осуществляющих образовательную деятельность, руководителями органов государственной власти и органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере  образования, при которых созданы аттестационные комиссии.